С. С. Ланской

Граф (1861) Сергей Степанович Ланской — русский государственный деятель, министр внутренних дел Российской империи (1855—1861), действительный тайный советник (1851), обер-камергер (1861). Сторонник и участник крестьянской реформы. Входил в Остзейский комитет по реформе землевладения в Остзейском крае. Выдающийся масон, руководитель ряда масонских организаций - лож, великих лож, капитулов.

Биография

Родился 23 декабря 1787 года, в Московской губернии.
Сын гофмаршала Степана Сергеевича Ланского (1760—1813) и Марии Васильевны Шатиловой (1767—1842), фрейлины императрицы Марии Фёдоровны. Получил образование, какое давалось в то время молодым людям богатых фамилий: знал несколько новых языков и знаком был с беллетристическими произведениями, на них написанными.
Он начал службу коллежским юнкером в 1800 году, продолжил переводчиком Коллегии иностранных дел. В 1808 году, уже в чине камер-юнкера, С. С. Ланской был отправлен в Финляндию к графу Ф. Ф. Буксгевдену для особых поручений по дипломатической части; а при заключении мира назначен чиновником за обер-прокурорский стол в Сенат. В 1817 году назначен директором комиссии погашения долгов и по 1823 год управлял ею (до временной отставки).

Потом служил (два трехлетия) судьёй московского совестного суда, затем был назначен губернатором сначала в Кострому (1830—1832), а потом во Владимир (1833—1834). 31 декабря 1834 года был назначен сенатором. С 1839 года он был почётным опекуном Санкт-Петербургского опекунского совета.

«Ланской уважал в людях честность и справедливость и сам был добр, а также любил Россию и русского человека, но понимал его барственно, как аристократ». Однажды он прикатил в Солигалич в карете «с форейтором, украшенным медными бляхами». Квартальный Рыжов Александр Афанасьевич встретил его у заставы, и все двинулись к собору. Но, вступив в храм, С. С. Ланской не положил на себя креста и никому не поклонился — ни алтарю, ни народу, и шел прямой, как шест, к амвону. А. А. Рыжов шел следом за губернатором, все больше и больше сокращая расстояние между ним и собой, потом неожиданно схватил его за руку и сказал: «Раб божий Сергей! Входи во храм господен не надменно, а смиренно…» С этими словами положил руку на спину Ланского и, степенно нагнув его в полный поклон, снова отпустил и встал навытяжку. Невероятно! Так поступить с губернатором! Умный Ланской никак не отреагировал на нанесенное ему оскорбление, но стал собирать сведения на Рыжова. К счастью для последнего, отзывы были положительными. Прошло довольно много времени, как вдруг в Солигалич пришло известие совершенно невероятное: квартальному А. А. Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест. Прислан с объявлением, что «удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению С. С. Ланского»

— Н. С. Лесков. «Однодум»

Масонская деятельность

Ланской был посвящён в масоны в 1810 году в петербургской ложе «Соединенные друзья». При Александре I был Вторым мастером «Провинциальной» ложи; в 1818 году Александр Николаевич Муравьёв ввёл его и в «Союз благоденствия», но Ланской вместе с А. Н. Муравьевым вышел из союза в 1819 году, то есть задолго до 14 декабря 1825 года. Также состоял в петербургских ложах «Елизавета к добродетели», «Александр золотого льва», «Палестина». Великий надзиратель Великой провинциальной ложи, Командор и субпрефект капитула «Феникс», член Верховной директории, основатель кассы масонской братской взаимной помощи. Наставником в масонстве для Ланского был Осип Алексеевич Поздеев.

Министр внутренних дел

Сергей Степанович Ланской

В 1850 году Ланской был назначен членом Государственного совета. Вскоре после воцарения императора Александра II он получил пост министра внутренних дел, на котором ему предстояло помочь новому государю «исцелить Россию от хронических её болезней».

Первой заботой Ланского было окружить себя знающими людьми. На первых же порах он пригласил в министерство совершенно ему незнакомых раньше П. И. Мельникова и А. И. Левшина. Последний скоро стал душой всех начинаний министерства. Впоследствии, когда реформационные стремления нового царствования сделались более решительными, ту же роль занял при министре Н. А. Милютин.

Престарелый министр совершенно стушевался перед выбранными им помощниками и вполне зависел от их взглядов и сведений; отсюда и сложилось о нём мнение, как о человеке «без твердой воли». Твердости, однако, немало нужно было и для того, чтобы держаться раз выбранного направления. Далеко не всегда удавалось Ланскому настаивать на своих мнениях в Комитете министров; значительного личного влияния среди своих товарищей он не имел и держался только влиянием близкого к государю придворного кружка (великого князя Константина Николаевича и великой княгини Елены Павловны). При всём том, по свидетельству одного из самых близких и самых убежденных его сотрудников, Я. А. Соловьёва, «от основных своих убеждений Ланской никогда не отступал».

В 1857—1861 годах Ланской — один из деятельных разработчиков крестьянской реформы. Он должен был оставить министерство, когда противоположные течения начали брать верх (в апреле 1861 года, вместе с Милютиным). При увольнении в 1861 году, незадолго до смерти, был удостоен графского титула.

Умер 26 января 1862 года в Петербурге от паралича лёгких , похоронен под Смоленской церковью на Смоленском православном кладбище.